Системы увеличения мощности двигателя. Би- и твинтурбонаддувы

Чего только не придумывали Советские «Кулибины» для увеличения мощности двигателя. Как ни странно, история появления турбонаддува берет свое начало еще с конца XIX века. Тогда такие системы рассматривались при конструировании самолетов, что в последующем легло в основу их внедрения в автомобилестроении. Современные двигатели оснащаются новейшими системами наддува, как правило, с одной турбиной, но более существенного увеличения мощности добиваются путем компоновки совокупности двух и более турбокомпрессоров. Самыми распространенными наддувными системами сегодня являются би — и твин — турбо, которые будут рассмотрены в данной статье.

Системя увеличения мощности двигателя

Турбонаддув


[toc]

Би-турбонаддув

Начнем с би-турбо (biturbo). Конструктивно представляет собой две турбины разных размеров, предназначенных для включения в работу на соответствующих оборотах. Наиболее малая турбина запускается на низких оборотах, так как ее конструкция и масштабы позволяют ей активно способствовать набору скорости в начале движения.

Би турбина, фото

Битурбонаддувная система

По достижению высокого уровня вращения коленчатого вала активируется вторая нагнетательная установка большего диаметра, обеспечивающая существенный воздушный приток.

Такая технология позволяет выполнять стремительный разгон без присущих большим турбинам рывков. Из-за своей дороговизны встречаются в основном на престижных марках автомобилей. Компоновка может производиться как на V-образные, так и рядные двигатели. В случае V-образного расположения определенная турбина может располагаться непосредственно на выпуске с левой или правой стороны на соответствующей головке блока цилиндров. Рядные типы оборудуются по принципу одна турбина на 2 цилиндра. Еще одной редкой модификацией оснащения рядного двигателя является подключение малого турбонаддува к выхлопу с определенной пары цилиндров, а большая, устанавливается на выпуске с оставшейся пары, плюс к ней подводится соединение от малой турбины.

Твин-турбонаддув

Другим представителем систем, обеспечивающих прирост мощности, является твин — турбо (twinturbo). В ней используются две одинаковые турбины большой производительности. Работа комплекса обеспечивает высокий показатель по объему нагнетаемого воздуха, что позволяет активно реагировать на недостаток воздуха в двигателе на средних и больших оборотах коленчатого вала.

Твин турбонаддув, фото

Твинтурбонаддув

Таким образом, достигается минимизация упадка давления наддува. Аналогично с системой би — турбо, ее монтаж возможен на V-образных и рядных двигателях, с такими же вариантами размещения оборудования. В частных случаях применяют системы с большим количеством турбин, от двух и более, но такого рода технологии обходятся довольно дорого, их установка целесообразна на автомобили, принимающих участия в гонках.

Рассмотрев основные особенности и принцип действия представленных систем, нельзя сразу отдать предпочтение тому или иному турбонаддуву. Все зависит исключительно от индивидуальных потребностей потенциального покупателя. Если можно, в некотором плане, пренебречь скоростными характеристиками автомобиля в пользу плавного разгона, то правильнее будет выбрать би-турбо. В случае, когда на первом месте стоит получение максимального прироста лошадиных сил, следует отдать предпочтение твин-турбо.

Советы для увеличения мощности двигателя от мастера