Атмосферные двигатели, закат эры

В июне этого года были подведены итоги международного конкурса, где определили лидеров среди производителей автомобильных двигателей. Организаторы вместе с экспертами проводили оценку моторов по следующим характеристикам: динамические параметры, расход и экологичность. Первое место по результатам проголосовавших получил итальянский двигатель от Ferrari модель 488 GTB объёмом в 3,9 литра и двойным турбонаддувом. Второе место ушло в Германию автоконцерну BMW модели i8, с идентичным по комплектности двигателем от Ferrari, но объёмом полтора литра. Третье место также досталось немецкому спорткару 911 концерна Porsche, с такими же характеристиками и турбонаддувом. Отмеченная специалистами тенденция, массового перехода на двигатели с турбонаддувом мировыми автопроизводителями, заключается не только в обеспечении меньшего расхода топлива и увеличение мощности, но и в соблюдении экологических норм и стандартов. Что может поспособствовать тому, что атмосферные двигатели вытиснятся с автомобильного рынка.

Атмосферные двигатели, фото

Атмосферный двигатель


[toc]

Перспективы атмосферных моторов

Хотя атмосферные двигатели ненамного отстают по мощности от турбированных, их литровая мощность, превышающая сто лошадиных сил, будет обеспечиваться за счет увеличения его максимальных оборотов. Наглядным примером является спортивный мотоцикл CBR 400F от Honda. Он имеет объём 1 литр и мощность 145 лошадиных сил, а максимальное число оборотов в минуту составляет 12300. Абсолютные чемпионы по количеству оборотов в минуту считаются болиды Формулы 1. На их двигателях на 1 литр объёма приходится 310 л.с. и 19000 оборотов.

Мотор Формула 1

Двигатель болида Формула 1

Рекордсменами удельной мощности атмосферных двигателей среди автомобилей общего пользования считаются автоконцерн Honda. В модель S2000 они поместили бензиновый двигатель с высокой степенью сжатия двухлитровым объемом и мощностью 250 лошадиных сил. В России рекордсменом считается Лада Веста от АвтоВАЗа, её двигатель имеет объём 1,6 литра и мощность 106 лошадиных сил.

Из-за жестких экологических стандартов и норм, автоконцерны стали заметно снижать производство атмосферных двигателей, чтобы уменьшить количество выбросов СО2 в атмосферу. Для соблюдения требований этих норм, чаще всего используется снижение массы автомобиля и уменьшение объёма мотора. Уменьшив объём цилиндров двигателя, уменьшается его мощность, что ведёт к снижению ходовых качеств автомобиля. Чтобы компенсировать мощность и крутящий момент, не повышая объём, устанавливают систему турбонаддува. Если поставить автомобиль с таким двигателем в обычный режим, то мотор будет работать как атмосферный с малым объёмом. Для увлечения мощности, нужно лишь включить спортивный режим.

Двигатель Ferrari

Атмосферник Ferrari

По мнению специалистов, на надежность форсирование атмосферных двигателей при помощи турбонаддува никак не сказывается. Всё зависит от того, в каких условиях он эксплуатируется. Напротив, срок работы атмосферного мотора чаще зависит его мощности. При росте числа оборотов и параллельно мощности, на двигатель увеличиваются нагрузки, что влечёт за собой износ деталей и их трение. Из-за этого надёжность падает. Возвращаясь к примеру с «атмосферником» болида Ф-1, его срок службы из-за высоких оборотов ограничен отметкой в тысячу километров, а автомобиль массового производства способен проехать 150000 километров.

Российские инженеры тоже трудятся над увеличением мощности двигателей без вреда для окружающей среды. По их расчётом, в скором времени можно дойти до средних значений в 135 лошадиных сил на 1 литр объёма, при помощи использования различных новых и уже существующих технологий, таких как настройка клапанного привода, турбонаддува, прямого впрыска топлива и изменение степени сжатия.

Турбированные и атмосферные двигатели, сравнение